Не всегда синдром гиперактивности у детей подтверждается врачами, а многие мамочки накручивают себе собственные страхи. Словосочетание «гиперактивный ребёнок» говорит само за себя: очень деятельный маленький человек. Но жизнь родителей такого индивидуума от этого не становится легче. Воспитательница в детском саду постоянно жалуется, что малыш не слушается. Ей на смену приходит учительница, которая говорит, что он отвлекается на уроке. Окружающие выносят вердикт: необходимо обратиться к психологу.
Гиперактивный ребенок – на что обратить внимание
Не нужно спешить с консультациями. Сначала стоит разобраться: подвижность ребёнка – это черта характера или синдром дефицита внимания плюс гиперактивность (СДВГ)?
Болезнь или норма
Родители четырёхлетних детей должны понимать, что активность – это естественное состояние в этом возрасте. Ребёнок познаёт мир, до шести лет он усвоит около 80% всей жизненной информации. Пассивность, отсутствие интереса может быть признаком отставания в развитии 3-4-хлеток. Чрезмерная двигательная деятельность должна насторожить, если ребёнок:
- не может выполнить начатое задание до конца;
- не способен сосредоточиться;
- забывает, что нужно сделать;
- суетится, не сидит долго на одном месте;
- постоянно теряет вещи;
- внимание часто «перескакивает» с одного предмета на другой.
В такой ситуации рекомендована консультация у психолога.
Причины гиперактивности
Если врач сразу говорит, что у ребёнка СДВГ, он просто некомпетентен. Необходимо наблюдение на протяжении нескольких месяцев. Всё это время должны сохраняться симптомы. Кроме того, этот диагноз ставится не ранее 5-6 лет, только тогда, когда начинают проявляться трудности в обучении. Дети с СДВГ, имея хороший умственный потенциал, отстают в школе из-за неспособности сосредоточиться.
Природа синдрома дефицита внимания генетического происхождения. Признаки заболевания:
- нарушение внимания (повышенная отвлекаемость, постоянные забывания того, что нужно сделать);
- импульсивность (неспособность соблюдать очередность в играх, частые выкрики с места на уроках, драки со сверстниками из-за неумения проигрывать);
- гиперактивность.
Также наблюдаются нарушение координации, неуравновешенность, вспыльчивость, неумение ладить со сверстниками и взрослыми. Несмотря на хорошие интеллектуальные данные, многие дети плохо учатся, часто встречаются несоответствия между реальной успеваемостью и возможностями ребёнка.
Временное же нарушение внимания может быть из-за неблагоприятной семейной обстановки. Например, ссора родителей, развод. Обязательно нужно исключить физиологическое состояние. Это может быть незамеченная вовремя болезнь малыша. Кроме того, нарушения поведения проявляются у школьников, жизнь которых жестко регламентирована. Загружая максимально умственной деятельностью и не давая возможности переключаться, родители способствуют возникновению всевозможных нервных расстройств.
Коррекция гиперактивности
Она включает несколько направлений:
- медикаментозное;
- психологическое;
- педагогическое.
Мы дадим несколько рекомендаций:
- Во-первых, врач назначает препараты, улучшающие передачу сигналов в нервной системе.
- Во-вторых, родители должны понимать ребёнка. Причина такого поведения кроется во врождённых психологических особенностях, которые нельзя изменить (так же, как темперамент). Старайтесь строить отношения на позитивных принципах: чаще хвалить, сохранять спокойствие, терпение. Очень важно соблюдение режима дня. Необходимо давать возможность реализовать энергию в физической деятельности, не допускать переутомления. Все задания должны даваться поэтапно: одно задание на один промежуток времени.
- В-третьих, рекомендуется обучение в небольшом классе (не более 12 учеников), маленькая продолжительность занятий (до 30 минут), зрительный контакт с учителем (желательна первая парта).
Наилучший результат достигается при комплексном подходе. Чуткие, педагогически грамотные родители смогут максимально облегчить свою жизнь и сделать ребёнка счастливым. Так что, если выявлен синдром гиперактивности у детей, можно и даже нужно создать условия для их полноценного развития.