Воспитание самостоятельности у детей

 Воспитание самостоятельности у детей Воспитание детей

Долгое время в нашем обществе существовало мнение, что ребенок – еще не полноценная личность. Считалось, что он не способен самостоятельно думать, действовать, иметь собственные желания, не зависящие от мнений и желаний взрослых. И только совсем недавно утвердился иной подход к его развитию и воспитанию: маленький человек, наконец, получил право быть личностью. В этой статье мы поговорим о воспитании самостоятельности у детей.

Воспитание самостоятельности у детей по шагам

Следовательно, позитивное развитие личности ребенка подразумевает с самого раннего возраста воспитание у него такого ценного, необходимого в жизни качества, как самостоятельность.

Зачастую родители считают своего сына или дочь маленькими до тех пор, пока он не огорошит их сообщением о своей женитьбе. Ведь на самом деле они привыкли с пеленок опекать своего ребенка во всех случаях жизни.

Чтобы заботливость мамы не превратилась в лень ребенка

лень ребенкалень ребенка 1

Если малыш постоянно просит помощи у старших, не делает сам даже тех простых дел, которые уже вполне доступны ему по возрасту, он вырастет зависимым человеком, не способным на самостоятельные, ответственные поступки. Кроме того, определяющим качеством его характера станет обыкновенная лень, ведь заботливая бабушка или мама всегда рядом. Она и нос вытрет, и тарелку помоет, и школьный портфель соберет.
мама вытирает нос ребенкукак мама моет тарелку

Воспитание самостоятельности у детей-дошкольников

 Воспитание самостоятельности у детейсамостоятельность у детей
В каждом ребенке с рождения заложено стремление к независимости и самостоятельности, желание постоянно учиться новому. Это качество нужно поощрять и развивать.

Самостоятельность у детей начинает проявляться очень рано. В год — полтора ребенок делает первые самостоятельные шаги. Особенно ярко проявляется стремление к самостоятельности уже к трем годам жизни, когда малыш требовательно заявляет: «Я сам!», «Я хочу!» На этом этапе своей жизни малыш хочет делать все сам, не прибегая к помощи взрослого. Вообще, для ребенка в этом возрасте – самостоятельность означает способность занять себя самому, некоторое время заниматься чем – то без присутствия и помощи взрослых.

Навыки самообслуживания:

Воспитание самостоятельности у детей напрямую связано с формированием различных навыков и умений, с развитием способности ребенка к каким – либо доступным ему действиям. Научите малыша подходящим ему по возрасту навыкам самообслуживания: правильно держать ложку, самостоятельно пить из чашки, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Приспособить квартиру для удобства малыша

Необходимо позаботиться, чтобы квартира была полностью приспособлена для удобства малыша: специальные вешалки для одежды, полотенец, маленькие стульчики, постоянное, удобное место для хранения носовых платочков, шапочек, варежек и др. Без создания подобных условий ребенок не сможет быть самостоятельным. Ребенок трех – четырех лет вполне способен аккуратно сложить свою одежду, повесить куртку на детскую вешалку, поставить на полочку сапожки. Необходимо лишь несколько раз показать ребенку пример и объяснить последовательность действий, а он, повторяя эти действия, запомнит все очень быстро. Для малыша это серьезный и ответственный труд.

Закрепление полученных навыков

Играя с дочкой, показывая, как нужно запеленать куклу, сварить кашку из травки и песка, мама создает условия для возникновения у ребенка в будущем желания играть, имитируя реальные жизненные ситуации. В игре ребенок также закрепляет полученные навыки. Например, одевает куклу, укладывает ее спать, кормит.

Приобщать детей к труду

Постепенно необходимо начинать учить ребенка самостоятельным поступкам в других видах деятельности. Прежде всего, нужно воспитать у малыша желание действовать. Обычно такая потребность появляется тогда, когда дети наблюдают за действиями других детей или взрослых, копируют их деятельность. Чтобы приобщить детей к труду, родителям следует показывать, как трудятся взрослые, поддерживать их интерес к домашним занятиям, привлекать к посильной работе: полить цветок, постирать носовой платок, аккуратно сложить игрушки, принести маме какой – либо предмет.

Стараться больше хвалить и поощрять ребенка за старание

Воспитывая самостоятельность у детей, старайтесь в большей мере опираться на похвалу и поощрения, чем на замечания и наставления. Положительная оценка деятельности малыша порождает у него чувство гордости, стремление научиться чему – то новому, чтобы снова услышать похвалу от взрослых. Положительной оценки заслуживают такие качества ребенка как старание, находчивость, усидчивость, стремление овладеть новыми навыками, помощь родителям. В то же время, похвала не должна быть преувеличенной, неискренней, а обязательно заслуженной, объективной, чтобы укрепить у ребенка желание трудиться, добиваться результата и преодолевать трудности. Очень важно, чтобы ребенок усвоил с раннего детства, что трудиться необходимо, хоть и непросто. В недалеком будущем учеба станет основным видом деятельности ребенка, потребует больших усилий, старания, упорства, самостоятельности – тех умений, которые он наработал в младшем возрасте.

Главная задача — это приучение ребенка к определенным нормам поведения и обязанностям

В возрасте начальной школы главной задачей взрослых становится приучение ребенка к мысли, что для всех членов семьи, в том числе для него, существуют определенные нормы поведения, обязанности. Поэтому необходимо дать ребенку постоянное поручение, за выполнение которого он должен нести ответственность перед членами семьи. Постарайтесь избавить ребенка от назойливой опеки, не ограждайте его от проблем. Например, ребенок должен понимать, что учеба – основное, главное занятие для него на денном этапе жизни. Он обязан добросовестно учиться, выполнять домашние задания без напоминаний родителей, самостоятельно и осознанно делать все необходимое для успешной учебы.

Воспитание самостоятельности у детей подросткового возраста

Это непростой возраст, когда ребенок стремится отделиться от родителей, пытается стать независимым, самостоятельным, требует, чтобы родители считались с его мнением и желаниями. Особенно тяжело в этот период родителям. Ведь им приходится избавляться от привычки контролировать поступки детей, руководить их жизнью.

Главные методы – доверие и собственный пример

Очень важно научиться доверять ребенку, понимать, что во всех сложных жизненных ситуациях ваши почти взрослые дети способны сами принимать правильные решения, нести полную ответственность за любые свои поступки. Постарайтесь сделать так, чтобы подросток почувствовал ваше к нему доверительное отношение. В этом сложном возрасте воспитывать детей словами уже поздно. Главные методы – доверие и собственный пример.

Если воспитание самостоятельности у ребенка с раннего детства развивалось последовательно и правильно, то к концу подросткового возраста молодой человек становится сложившейся самостоятельной личностью. Он может отвечать за свои поступки, планировать и контролировать свои действия, давать взвешенную оценку результатам своей деятельности, а так же умеет многое делать самостоятельно, без чужой помощи.

 

В целом, подросток понимает, что самостоятельность – это не вседозволенность, а действие полностью осмысленное и одобряемое законом и общественным мнением. Так что воспитание самостоятельности у детей разного возраста требует совершенно различные подходы со стороны родителей.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Дружественный мир
Добавить комментарий