Развивающие математические игры для дошкольников 6-7 лет и младше

математические игры для дошкольников 6-7 лет Воспитание детей

Важная составляющая воспитания любого ребёнка — это развитие его интеллектуальных способностей, мышления, творческих талантов и логики. Этим занимаются учителя и воспитатели, но и родители вносят свою лепту. Учиться детям интереснее в игровой форме, поэтому занятия должны проходить весело и непринуждённо. Уметь считать, выполнять простые арифметические действия помогут математические игры для дошкольников 6−7 лет.

Цели и задачи игр

Арифметика по праву занимает одно из главных мест в развитии детей. Она позволяет отточить их ум, обострить интуицию и логику, развить гибкость мышления. Эти качества необходимы не только для дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни. Любые развивающие игры по математике для дошкольников несут умственную нагрузку, скрытую под сказочным сюжетом. Дети учатся абстрагировать свойства геометрических фигур, работать с числами, анализировать и обобщать понятия. Подобные игры выполняют несколько задач:

  • Цели и задачи игручат малышей целеустремлённости и сосредоточенности;
  • подготавливают ребёнка к школе;
  • позволяют самостоятельно находить решения разных проблем;
  • пополняют и систематизируют, обобщают полученные ранее знания;
  • развивают детей психологически.

Подбирать задачи необходимо с учётом возраста и развития дошкольника. Слишком простые игры для детей старшей группы детского сада будут неинтересными, как и чрезмерно сложные, которые им тяжело решить. Воспитатель должен периодически проверять полученные знания, а после их усвоения задания усложняют, заменяют их соревнованиями и конкурсами.

Виды математических игрПо мере использования учебного времени разделяют три вида игр — миниатюры, занимающие не более пяти минут, эпизоды, которые длятся четверть часа, и полноценные занятия. Предварительно продумывается роль каждого ребёнка, так как на уроках активными должны быть абсолютно все. Начинать занятие нужно так, чтобы дети заинтересовались. Им предлагают поиграть, задают наводящие вопросы или развивают сюжет сюрпризным моментом.

Успешность решения задач зависит от объяснения правил и поставленной цели. Если условия игры сложные, то сначала делают несколько пробных шагов — так дети быстрее вникнут в сюжет. Обязательно нужно следить за темпом игры. Слишком быстрые переходы от одного пункта к другому возбудят малыша, а медленные — утомят. После окончания занятия нужно проверить знания, которые дети усвоили в течение урока. Для этого проводят опрос или небольшой конкурс.

Занятия для 3−4 лет

Детей младшей группы детского сада знакомят с основными геометрическими фигурами и двухзначными числами. Для этого используют яркие шаблоны, красочные изображения. Примеры стандартных игр для такого возраста:

  • геометрическое лото;
  • математические пазлы;
  • построение рисунков.

Занятия для 3−4 лет

Для игры «Геометрическое лото» понадобятся карточки с изображениями разных геометрических фигур — круга, овала, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также рисунки разных овощей и фруктов. Сначала воспитатель или родители рассматривают с детьми подготовленный материал. Затем карточки с предметами раздают поровну всем детям, а рисунки фигур раскладывают на общем столе.

Дошкольник должен подобрать к своему материалу те изображения, которые повторяют форму овощей и фруктов. То есть если у малыша оказались на руках рисунки дыни, яблока и банана, то он выбирает карточки с овалом, кругом и прямоугольником соответственно. В конце занятия можно выбрать победителя, который без ошибок расставил все предметы по их формам.

Пазлы в детской математикеДля пазлов в детской математике нужно подобрать изображения, которые разрезают на 5−7 горизонтальных или вертикальных полосок. На каждой детали расставляют цифры по порядку так, чтобы при их складывании получилась цельная картинка. Каждому малышу раздают полоски одного рисунка и просят сложить его. Ребёнок уже знает счёт до десяти, поэтому должен правильно расставить детали. Игру стоит провести в виде соревнования на время. Первому, кто верно составит свой рисунок, полагается небольшой приз — конфета или яблоко.

Дети, которые уже знакомы с геометрическими фигурами, цифрами и разными цветами, могут поиграть в построение рисунков. Мама или воспитатель подготавливают вырезки разных форм — круглые, квадратные и треугольные. Достаточно раздать каждому малышу по 5−6 деталей всех фигур. Затем дети получают задание: необходимо выложить из вырезок определённую картинку — дом, автомобиль, дерево, предмет одежды или кухонный инвентарь. При этом дошкольники используют одинаковое количество фигур. В подобных играх нет победителей, достаточно вывесить полученные рисунки на доске творчества или показать родителям малышей.

Развитие 5-летних дошкольников

Немного отличаются математические игры для детей 5−6 лет. Они становятся более сложными, направленными на подготовку к школе. В детском саду используют такие задания:

  • игры с палочками и спичками;
  • подсчёт фигур;
  • занятия с домиками.

Развитие 5-летних дошкольниковДля игры с палочками понадобятся изображения контуров разных предметов — домов, автомобилей, звёзд, флажков, заборов. Картинки раскладывают перед детьми, дают им время на запоминание образа и выдают по коробке палочек или спичек. С их помощью ребёнок должен выложить контур предмета так, как он изображён на рисунке.

Интереснее проводить это занятие на время. Сначала все дошкольники складывают одинаковые предметы, победителя награждают. Затем можно дать малышам возможность проявить фантазию и создать свои дом или машину из палочек. На втором этапе занятия воспитатель самостоятельно раскладывает какую-либо фигуру, затем убирает из неё несколько спичек, создавая другой предмет. Дети наблюдают за этим процессом и стараются повторить его без подсказок.

Развить внимательность и память можно с помощью задания «Подсчёт фигур». Дошкольники получают изображения сложной геометрической конструкции, которая состоит из множества разных деталей. За определённый промежуток времени им необходимо подсчитать, сколько на рисунке спрятано треугольников, квадратов и прямоугольников. После того как все дети выполнят это задание, воспитатель озвучивает правильные ответы и показывает детям эти фигуры на рисунке.

Занятия с домиками Занятия с домиками развивают логическое мышление и способность считать в уме. Малыши получают изображения многоэтажных домов с большим количеством окон — квартир. Педагог ставит условие: в каждом жилище может поселиться семья из трёх человек. Детям нужно сосчитать количество квартир в домах, а затем число всех жильцов.

Затем задание меняют. На рисунках изображены разные здания, дошкольникам предлагают провести расчёты того, сколько квартирантов нужно выселить из большого дома так, чтобы уравнять их с количеством жильцов в самом маленьком сооружении. Все вычисления лучше проводить в уме. Но если кому-либо из детей сложно самостоятельно подсчитать, то они могут записывать полученные числа. С помощью этого задания малыши научатся вычитать и складывать, умножать цифры.

Старшая группа детского сада

Самые сложные задания предлагают детям в старших детсадовских группах. Это неудивительно — на следующий год они пойдут в школу и начнут изучать математику и другие предметы углубленнее и серьёзнее. Малыши будут рады поучаствовать в последних игровых занятиях. Интересные математические игры для детей 6−7 лет могут быть такими:

  • складывание силуэтов животных из сложных геометрических фигур;
  • работа с кубиками;
  • тематические загадки и вопросы.

Старшая группа детского сада

В этом возрасте дети должны проявлять свою фантазию, поэтому им не предоставляют готовых шаблонов и трафаретов. Одно из самых интересных заданий — это создание животного из бумажных отрезков. Заготавливаются произвольные куски цветного картона, из них без подсказок и готовых изображений дошкольникам нужно выложить фигуру любого животного. Руководствоваться необходимо только своей фантазией или визуальной памятью.Математические игры для дошкольников 6 7 лет

Подобным образом проходят занятия с кубиками. И хотя многие родители считают, что эти изделия необходимы только детям в возрасте до 3 лет, кубики все же способны помочь развить мелкую моторику и абстрактное мышление.

Дошкольнику показывают изображение определённого предмета — корабля, дивана, чайника, а ребенок должен из ограниченного количества кубиков повторить изделие. Сложность задания состоит в том, что дети самостоятельно выстраивают пластмассовые или деревянные модели без шаблонов и подсказок.

Шуточные вопросы

Самая важная часть подготовки — это математические вопросы и загадки. Этот этап позволит детям лучше воспринимать задачи на слух и уметь анализировать услышанную информацию. Обычно все вопросы имеют небольшой подвох:

  • сколько будет весить аист, стоя на двух ногах, если стоя на одной его масса составляет 4 кг;
  • что тяжелее — килограмм железа или ваты;
  • за столом сидели муж с женой, тёща с зятем, свекровь с невесткой и сваты, сколько всего человек находилось в комнате.

Шуточные вопросыПодобные шуточные вопросы поднимают настроение и создают приятное впечатление о математических науках. Их используют в середине занятий для отдыха и отвлечения внимания. У каждого задания есть скрытый смысл, для его решения нужно проявить смекалку и находчивость, обладать чувством юмора.

В таких загадках обязательно есть цифры и некоторые арифметические действия. Содержание вопросов непривычное для детей, ведь основные условия скрыты под второстепенными. Найти ответ дошкольник может не сразу, но подсказывать не нужно. Он должен самостоятельно разобрать задание, в противном случае малыш потеряет интерес к математическим урокам.

 

Развивать способности к работе с числами детям помогают родители и воспитатели в детском саду, применяя игры и интересные задания. Но есть некоторые самоучки, способные быстро освоить математические формулы и параметры. Такие детки знакомятся с арифметикой и зачатками геометрии самостоятельно с помощью специальной литературы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий