Развивающие игры и занятия для детей от 1 года до 2 лет

Развивающие игры и занятия для детей от 1 года до 2 лет Воспитание детей

Когда ребенку исполняется один годик, в глазах родителей он переходит на новый этап жизни. Ухаживая за грудничком, они обращали внимание на правильное физическое развитие и прибавки в весе и росте. Теперь пришло время задуматься о творческом и сенсорном развитии, почитать про развивающие игры для детей от 1 года, которых имеется великое множество. Эти интересные занятия вполне возможно организовать как дома, так и на улице.

Обучение играя

Желание вырастить физически и эмоционально развитого малыша с правильно сформированной эмоциональной сферой, не исполнится без постоянных занятий с ним. Главное — понимать, что кроха может обучаться полезным и важным вещам только в игре. Никакие скучные уроки и сложные задания не подойдут для годовалого мальчика или девочки.

Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет

Параметры и стремления

В период от 1 года до 2 лет малыши могут сильно отличаться друг от друга в плане развития. Это не должно обескураживать или расстраивать в случае, если ребенок во многом отстает от кого-то из сверстников. Ежедневные игры с детьми 1 года дома дают замечательные результаты, ведь для них это самые настоящие уроки на все уровни сенсомоторики и интеллекта.

Есть общие параметры, к которым надо стремиться, развивая малышей после 1 года и до младшего дошкольного возраста:

  • Речевые навыки у детейречевые навыки — умение выразить свои мысли словами, понимать собеседника, иметь обширный словарный запас и правильно его применять;
  • эмоциональная сфера — развернуто описывать свое состояние, спрашивать, отвечать на вопросы, рассказывать истории;
  • проработанная моторика, как мелкая, так и крупная — легкость в выполнении физических упражнений, ловкость и усидчивость;
  • эстетическая восприимчивость — любовь к музыке, живописи, театру, желание делать что-то красивое самому;
  • область интеллекта — знать цвета, формы, буквы, цифры, ориентироваться в пространстве и выполнять простые задания по методической литературе.

Всему этому малыш научится постепенно. Обучение дома не займет у родителей много времени и материальных затрат, ведь обучающий материал есть в изобилии у каждого на кухне — стаканчики, тарелки, крупы, овощи и фрукты.

Пока что важно выделить два главных возрастных этапа, согласно которым рекомендованное время на развивашки:

  1. От 1 до полутора лет — 10−15 минут;
  2. От полутора до 2 лет — 15−20 минут.

Первые шаги, мысли и цели

Родители часто воспринимают малыша как несмышленыша и ограничиваются 2−3 простыми играми, предоставляя самому себе. Но детский мозг вполне готов к осмыслению и усвоению большого количества информации, если она будет дана в увлекательной форме.

Умственное и эмоциональное развитие на первом возрастном этапе тесно связано с физической активностью и развивающимися навыками:

  • Обучение ребенка ходьбеуверенной ходьбы и быстрого бега;
  • обозначения предметов словами и именами;
  • взаимных бросков мяча и воздушного шарика;
  • подражания звукам окружающего мира;
  • ролевых игр с игрушками (купать, кормить, убаюкивать);
  • исполнения мотивов песен, потешек;
  • понимания цветов, форм, размеров;
  • умения наносить краски и пластилин на бумагу, резать и клеить.

Развивающие занятия на этом этапе включают в себя простые игры с мелкими предметами. Нужно заранее приготовить разные баночки и наполнить их цветными камушками, бусинами, шариками, крупами, макаронами различной фактуры и величины.

Разумеется, их применение проводится только под присмотром взрослого. Малыши в этом возрасте пробуют все на вкус, поэтому ни на минуту нельзя оставлять их одних.

Помимо этого, для занятий пригодятся:

  • Деревянная посудакоробочки разной величины;
  • стаканчики от йогурта и палочки от эскимо;
  • ленточки и тесемки;
  • небьющаяся посуда, лучше деревянная;
  • пластилин, пальчиковые краски;
  • шары и мячи разных размеров.

Не стоит включать в одно занятие большое количество предметов одновременно, поскольку ребенок не сможет сконцентрироваться.

Развлечения юных исследователей

Первые развивалки всегда связаны с многократным повторением одной и той же информации. Нужно спрашивать малыша, как его зовут и отвечать, называя его по имени. Показывать предмет и говорить, что это, какого цвета и формы. Даже крохи 1 года с удовольствием рассматривают яркие иллюстрации в книгах и слушают рассказы взрослых о том, какие звуки издают животные, нарисованные там.

Очень популярны звуковые книги с кнопочками, нажимая на изображенных там зверей и птиц, можно услышать их реалистичные голоса. Однако малышу еще сложно провести аналитическую связь между картинкой и звуком, и задача взрослого — рассказать и пояснить, как называется животное и что оно разговаривает по-другому, не как мама и папа. Отличный вариант — еще и показать характерные действия, прыгая, например, как зайчик, или помахать крыльями, как ворона. Сочетание звука с действием отлично расширяют диапазон памяти. Развивающие игры для детей

Моторику укрепят разные предметы

Любые занятия лучше всего начинать с пальчиковой гимнастики, слегка массируя и разминая каждый, побуждая малыша повторять сгибания и разгибания суставов вслед за родителем.

В качестве первой развивашки для детей от 1 до 2 лет лучше взять сыпучие материалы. Отлично подойдет мягкая текстура манки, муки, тем более что совсем не страшно, если малыш все-таки потянет их в рот. Позже можно познакомить его с более крупными крупами — гречкой, фасолью, чечевицей. Нежелательно давать соль и сахар из-за ярко выраженных вкусовых качеств.

Далее можно сделать следующее:

  • Рисунки по крупевысыпать мелкую крупу на поднос или столик с внутренними бортиками и рисовать по ней пальцем простые фигуры и смешные рожицы, собирать в кучки, пересыпать из ладони в ладонь;
  • смешать крупы разной величины и рассортировывать их по разным стаканчикам (для начала можно взять два вида, например, чечевицу и фасоль);
  • насыпать в большую коробку песок или разные крупы, спрятать в них небольшие игрушки и искать их на ощупь;
  • пересыпать манку и песок из полного стаканчика в пустой;
  • складывать фасоль или камушки в пластиковую бутылочку.

Не беда, если во время игры что-то рассыпется. Не меньшую пользу принесет совместная уборка разнофактурных материалов.

Статья в тему: идеи для творчества с детьми.

С более крупными предметами можно придумать простые, но интересные задания:

  • Пирамидки для детейоткрутить и закрутить яркую крышку у пустой пластиковой бутылки;
  • наполнить ее камушками и сухими листочками на прогулке;
  • рвать на мелкие части ненужную газету и делать из обрывков «салют»;
  • рассыпать по полу спички или крупные пуговицы и собирать их;
  • выложить фасолью или большими бусинами контуры нарисованных простых предметов — яблоко, солнце, туча;
  • собирать и разбирать пирамидку, показывая, как нанизывать кольца, и называя их цвета;
  • складывать матрешку или стаканчики друг в друга и расставлять по горизонтали от большего к меньшему;
  • вставлять простые геометрические фигуры, например, круг, квадрат, звездочку, в отверстия сортера.

Когда эти игры будут освоены, можно будет добавить сортировку или выкладывание рисунков по цветам.

Бесконечное рисование

Творческие игры для малышей 1 года не подразумевают результата в виде готовой поделки. Здесь важнее сам процесс, познание себя и красочных материалов. Лучше всего для этой деятельности подойдут пальчиковые краски. Они безвредные и гипоаллергенные.

Рисовать ими можно и в альбоме, и на стенах ванной комнаты, во время купания. Не нужно навязывать малышу свои каноны рисования, пусть творит в удовольствие, смешивает краски, наносит их так, как ему нравится. Дополнительным бонусом юному художнику будет фоновая музыка. Ученые доказали, что произведения Моцарта, Бетховена и Баха благотворно влияют на развитие мозга.

Пальчиковые краскиДля лучшего управления процессом рисования необходимо сделать следующее:

  • организовать удобное место за детским столом или подставкой для ванны, накрыть их клеенкой и подготовить воду, кисточки и сами краски;
  • предложить, помимо чистых листов бумаги, картинки-раскраски;
  • показать, как надо обмакивать пальчик в краску и наносить ее на бумагу, протирать, прежде чем макнуть в другой цвет;
  • аналогично поступить и с кисточками, приучая промывать их в стакане с водой.

Вначале время на приготовления материалов для творчества будет значительно превышать сам процесс, поскольку малышам трудно сосредоточиться на любом деле надолго. Постепенно они осознают удовольствие от рисования и время процесса будет увеличиваться.

Тогда можно будет предложить акварельные краски и крупные раскраски, показывая, как надо разукрашивать. На первых порах можно не волноваться, что юный художник будет выходить за границы контура. По мере владения своим телом и укрепления моторики, этот навык придет.

Лепка для кинестетики

Занятия-развивашки для 1 года невозможно представить без пластилина. Малыши большую часть информации познают на ощупь и на вкус. Однако бывает, что кинестетика у детей развита слабо, и это не может не сказаться на общем развитии. В этом случае показаны игры с мягким тестом для лепки. Знакомый взрослым пластилин советского образца очень твердый, он подойдет для школьников, но не для тонких пальчиков двухлеток.

Родителям необходимо присматривать за процессом лепки, чтобы ребенок случайно не проглотил свои творения.

Есть множество интересных игр с тестом для лепки, начинать лучше с самого простого и постепенно усложнять задачи:

  • катать между ладошками своеобразные колбаски из пластилина;
  • учиться делать шарики вращательными движениями ладоней;
  • Лепка из теставыкладывать шарики разных цветов на лист картона или бумаги и сплющивать их, нажимая пальцем сверху;
  • стараться размазать сплюснутый шарик, не отрывая пальца от бумаги, провести пластилином линии вниз или, наподобие солнечных лучей, вокруг центральной точки;
  • приобрести специальные раскраски для работы с пластилином и размазывать его внутри контуров рисунков;
  • выложить из пластилиновых шариков изображение, например, рыбки, цветка, гриба и класть поверх каждого красивую бусину или крупу, придавливая пальцем;
  • использовать для украшения картин из пластилина раскрашенные пищевой краской макароны и крупы;
  • показать простую объёмную лепку, пусть даже примитивного человечка со спичками вместо рук и ног;
  • слепить несколько фигурок и предложить в них поиграть.

Захватывающей игрой станет украшение самостоятельно сделанных трафаретов. Можно распечатать или нарисовать крупные изображения божьей коровки без пятнышек или дерева без листьев, заламинировать их и использовать многократно.

Дереву можно приклеивать листочки разных цветов, в зависимости от сезона, даже делать цветы на ветках. Отлично подойдет ламинированный листок синего цвета. На него можно прилепить маленькие белые шарики в качестве звезд или черные тучи.

Энергия движения

После занятий, требующих концентрации, очень хорошо сделать зарядку, состоящую из простых упражнений. Малыши любят повторять все за старшими. Показывая движение и сразу же называя его, родители расширяют словарный запас маленького спортсмена. Упражнения должны быть простыми — прыжки, ходьба, бег на месте, приседания.

Зарядка для детейМожно понемногу усложнять, добавляя хлопки, вначале по одному, после каждого упражнения, постепенно прибавляя еще. Дома можно заниматься под музыку, а потом просто танцевать от души. На улице бросать друг другу мячик или катать его ногой. Крохе обязательно понравится сбивать мячом кегли, которые можно заменить пустыми пластиковыми бутылками.

Если ребенок уверенно ходит, что обычно случается после полутора лет, то с ним уже можно играть в прятки. Поначалу достаточно накрывать друг друга легкой тканью и спрашивать, где находится тот, кого спрятали. Вопрос этот риторический, так как ответ дается через откидывание ткани.

Дети понимают эту игру на интуитивном уровне и активно ее поддерживают. Дальше можно играть в догонялки и прятаться за шторой или столом, но обязательно так, чтобы ребенок видел, где взрослый. Он постарается повторить действие и будет активно искать себе укрытие. Так разрабатывается ориентирование в пространстве. Ближе к двум годам можно прятать игрушки в комнате и предлагать их найти. Несмотря на кажущуюся простоту, все эти игры очень полезны для всестороннего развития ребенка и совсем не затратны по деньгам.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий