Многие родители интересуются, каково должно быть развитие ребенка в 5 лет. Ведь дошкольники развиваются очень быстро. По навыкам, которые имеют дети, специалисты судят о соответствии возрасту психологического и физического развития. Это способствует своевременному выявлению и предотвращению возможных проблем, коррекции различных программ, уделению большего внимания тем областям, в которых наблюдается отставание. Нормы развития ребенка в 5 лет определяют педиатры и невропатологи. Изучить эти критерии будет полезно и родителям.
Развитие ребенка в 5 лет: мышление, память, речь, моторика
Специалисты считают этот возраст оптимальным для начала подготовки к школе. Это обусловлено тем, что в этот период у детей на высоком уровне находится познавательная активность. Кроме того, они могут легко запоминать и воспроизводить большое количество информации. Однако опытные психологи рекомендуют чрезмерно не перегружать ребенка, ведь принудительные занятия зачастую приводят к переутомлению и могут отбить желание изучать что-либо. Возможности 5-летнего ребенка определяются периодичностью занятий с ним. Малыш в этом возрасте должен:
- Решать простейшие примеры со сложением и вычитанием. Зачастую это ограничивается прибавлением и отниманием в пределах нескольких единиц.
- Хорошо знать большинство букв и без труда называть слова, начинающиеся с них, уметь их писать.
- Ориентироваться во многих цветах и оттенках, называть и показывать их.
- Решать простые задачи на логику, загадки и так далее.
- Уметь обобщать информацию, устанавливать связь между какими-либо предметами или явлениями, находить лишний элемент в определенном ряду, аргументируя свой выбор.
- Знать и уметь изобразить графически цифры от 1 до 10, указывать на них, считая предметы.
- Знать как простые, так и более сложные геометрические фигуры, уметь нарисовать их и разделить на несколько элементов.
- Многие пятилетние дети способны читать по слогам, но это не является общепринятой нормой.
- Владеть знаниями о днях недели, месяцах, временах года и так далее.
- Уметь собирать простейшие пазлы, которые состоят из 8−10 деталей, а также простые конструкции из кубиков по заданному образцу.
Это основной перечень того, что должен уметь ребенок в 5 лет (мальчик или девочка — значения не имеет). В этот период активизируется логическое мышление, но решения не всегда верные, ведь логика довольно своеобразная. Можно поправлять ребенка, однако не настаивать на своих доводах — со временем он сам сделает необходимые выводы. Специалисты советуют больше читать познавательную литературу и детские энциклопедии, в которых понятным языком описана информация о растениях и животных, окружающей среде и прочем.
Внимание и память
В пять лет детская память находится в переходной фазе — от случайного запоминания он переходит к сознательному. Особенно это заметно в тот момент, когда малыш учит большие стихотворения с неизвестными словами, пересказывает объемный отрывок. Рекомендуется объяснять детям незнакомые слова. Это необходимо для развития смысловой памяти. Основные способности ребенка в этот период:
- Может запомнить не менее 8 предметов и порядок их размещения.
- Находит не менее 6 отличий в игрушках, картинках и так далее.
- Пересказывает содержание картинок.
- С легкостью запоминает незнакомые слова, а также их значения.
- Может непрерывно концентрироваться на одном занятии в течение 10−15 минут.
- Называет предметы, которые пропали или появились в каком-то перечне.
- Без труда запоминает короткие рассказы и сказки, стихи, детские считалочки, с удовольствием рассказывая их.
- Помнит последовательность событий, может рассказать, что было вчера или пару дней назад.
Речевой аппарат
К этому моменту словарный запас детей уже довольно обширный и разнообразный, они могут ясно и четко излагать свои мысли. В процессе высказываний малыши чаще применяют все части речи, используют конструкции с однородными членами, обращениями и различными вводными словами. Характерные особенности:
- Активно используются различные словесные формы, в том числе времена глаголов, превосходные формы наречий, которые достаточно трудно даются детям.
- Ребенок легко может назвать свои Ф. И. О. и своих родителей, воспитателей детского сада и других знакомых.
- Крайне редко в процессе разговора ребенок может спутать значение таких слов, как «завтра», «вчера», а также «завтрак», «обед» или «ужин». Если путаница и происходит, малыш самостоятельно исправляет себя.
- Четко выговаривает практически все звуки. Единственным исключением может стать «р». Если в этот период происходит западение звуков, родителям стоит задуматься о логопедических занятиях.
- Определяет вид предложения — вопросительное, повествовательное и так далее, может придать своему высказыванию необходимую интонацию. Кроме того, рассказывает стихи с выражением.
- Правильно называет свой адрес проживания с областью и населенным пунктом.
Речевое развитие ребенка в 5 лет (мальчика или девочки без разницы) становится образно-наглядным. Это значит, что он не просто повторяет услышанные фразы, а озвучивает мысли, возникающие в голове. Зачастую речь применяется для общения, поэтому в основном преобладает диалог, на длительный монолог ребенок пока не способен.
Физическое развитие и мелкая моторика
У пятилетних детей координация движений находится на высоком уровне. К этому возрасту они знают все возможности своего тела. Кроме того, активно применяют их, постоянно совершенствуя. Основной перечень того, что должен уметь малыш:
- Уверенно играть с мячом — ловить и точно бросать на значительные расстояния, бить по нему ногами и руками без промаха.
- В силу хорошо развитого вестибулярного аппарата, детям очень нравится качаться на качелях, кувыркаться и прыгать.
- Руки и ноги к этому моменту становятся довольно сильными, поэтому некоторые могут не только держаться на канате, но и забираться по нему.
- Непрерывно быстро бегать на большие дистанции, преодолевать препятствия без остановки (перепрыгивать через ямы или небольшие канавы и прочее).
- Хорошо держать равновесие — с уверенностью ходить по бордюрам или узкой горизонтальной дощечке.
- С уверенностью забираться на вертикальную лестницу, висеть на перекладинах, удерживаясь при помощи одной или двух рук.
- Дети в этот период очень выносливы, поэтому им под силу долгие прогулки, особенно если в этот момент они получают новые впечатления.
В этот период родителям необходимо активно заниматься с малышом дома, чтобы развить мелкую моторику. К пяти годам он должен в совершенстве уметь:
- аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за границы;
- лепить мелкие элементы из пластилина;
- правильно и уверенно удерживать кисточку или ручку, самостоятельно контролируя силу нажатия;
- рисовать по клеточкам фигуры, буквы и цифры по заданному образцу;
- завязывать и развязывать узелки на веревке.
Бытовые навыки
В этом возрасте детям интересно долго играть самостоятельно, но в большинстве случаев их привлекают коллективные занятия, в особенности подвижные и ролевые. Малыш может сам придумать правила или узнать их от других детей или родителей. Дети очень любят домашние постановки, кукольные или пальчиковые спектакли, могут выучить свои слова и воспроизводить их без подсказок. Все бытовые навыки, которым научили родители, малыш должен выполнять сам и без напоминаний. Среди них:
- Снять обувь и куртку, вернувшись с улицы.
- Пользоваться всеми приборами за столом, включая нож, разрезая продукты на небольшие части.
- Умываться и чистить зубы после пробуждения и перед сном.
- Мыть руки, прежде чем сесть за стол.
- Самостоятельно купаться и тщательно натирать себя мочалкой. Однако не рекомендуется надолго оставлять ребенка одного в ванной комнате.
Эмоциональный аспект
Основные черты характера ребенка уже практически сформировались: глядя на него, можно судить о том, каким он будет в будущем. Психологи утверждают, что этот возраст наиболее спокойный, ведь некоторые кризисы (в 2 и 3 года) уже прожиты, а некоторые только предстоят.
Появляются определенные предпочтения в общении — какие-то люди могут нравиться, другие — нет. К последним малыш может агрессивно относиться. Родители должны научиться контролировать эмоции своего чада, говорить с ним, объясняя правила поведения. К пяти годам ребенок должен без стеснения подходить к детям, заводить с ними знакомства и разговор.
Возможный кризис
При нормальном и полноценном развитии к пяти годам дети хорошо разговаривают и могут выражать свои потребности. Им очень хочется быть большими и похожими на взрослых. Зачастую родители замечают, как малыш подслушивает чужие разговоры. Кроме того, ему интересно быть в кругу сверстников.
К этому моменту головной мозг уже развит на достаточном уровне, и малыш может контролировать собственные эмоции. Он уже понимает, что девочки отличаются от мальчиков. Для детей свойственно проявлять фантазию и выражать свое мнение о мире вокруг.
Маленький человек нередко может рассказывать вымышленные истории, в силу бурной фантазии. В этот период крайне важно, чтобы он общался со сверстниками. Следует отметить, что далеко не каждый ребенок добивается этого, поэтому может остаться в одиночестве.
Все это и является причиной развития кризиса, в период которого дети становятся слишком истеричным и капризными. Чтобы легко это пережить, родители должны создать максимально комфортные условия, окружать свое чадо поддержкой и вниманием.
Важно запастись терпением, не нужно сразу же пытаться искать помощи у психологов. Это обусловлено тем, что в присутствии посторонних людей малыш может сильно испугаться. Нельзя точно предсказать, в какой момент наступит кризис. Он может продлиться несколько недель или месяцев, все зависит от конкретных особенностей. Не следует опускать руки, нужно дать маленькому человеку время, окружить его вниманием лаской и заботой.
Признаки появления
Кризис пятилетнего возраста имеет характерные особенности, по которым его легко можно отличить от прочих трудных периодов в жизни малыша. Основные черты:
- Неуверенное поведение, напуганный вид, боязнь всего неизвестного.
- Долгий плач, беспочвенные истерики и капризы.
- Попытки отстоять собственную самостоятельность, желание обрести большую свободу.
- Замкнутость в себе.
- Злоба и раздражение по пустякам, грубое общение с родителями или сверстниками.
- Копирование поведения взрослых и кривляния.
Педиатр Евгений Комаровский рекомендует родителям не пытаться строго наказывать ребенка и угрожать ему за капризы. Взрослые должны постараться определить причину подобного поведения, разобраться в проблеме и предложить крохе решить ее совместными усилиями. Недопустимо демонстрировать собственный гнев и раздражение. Важно не утратить доверие маленького человека и сохранить теплые отношения.
Каждый ребенок должен ощущать, что он находится у родителей на первом месте, и они всегда найдут время для него. Очень важно, чтобы он понимал, что ему есть к кому обратиться в трудной ситуации. Немаловажным фактором в процессе воспитания детей считается личный пример. Девочки хотят копировать маму и стараются быть женственными и ласковыми. Мальчики же полностью подражают папам, копируя их спокойствие и немногословность. Так что родители напрямую влияют на развитие ребенка в 5 лет, это наше гиперболизированное зеркало.