Методика раннего развития Монтессори – особый мир ребенка, стимулирующий познание

мария монтессори методика раннего развития Воспитание детей

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был хорошо развит, а его взрослая жизнь сложилась наилучшим образом. Для этого нужно заниматься воспитанием и развитием с самого раннего возраста. Сейчас очень популярна методика раннего развития, разработанная Марией Монтессори, позволяющая вырастить гармоничную личность. Главное достоинство – простота занятий, любой материал для них можно сделать своими руками в домашних условиях.

Кто такая Мария Монтессори

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Они легко и быстро обучалась, в 13 лет ее даже приняли в техническую школу, где ранее не давали образования девушкам. Любимый предмет Монтессори – естествознание, поэтому она решила заняться медициной. Она была первой женщиной-врачом в Италии.

В течение своей работы женщина столкнулась с детьми, страдающими выраженной умственной отсталостью. Она задумалась над проблемой адаптации таких малышей к обществу, поэтому открыла специализированное учебное учреждение.

раннее развитие детей по системе монтессори

В процессе работы с такими детьми женщина задумалась, что было бы, если бы их поместили в среду, которая не отвергает их. Ей было интересно: если не ограничивать малышей с интеллектуальной недостаточностью стенами больниц, позволять им играть с теми же игрушками, с которыми играют и нормальные дети, обеспечить вниманием со стороны взрослых и опытных педагогов, смогут ли они дойти до уровня развития своих сверстников?

Монтессори изучала труды многих ученых. Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи. Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии.

Мария создала систему упражнений на мелкую моторику – это помогало развитию речи. Для облегчения понимания детьми сути заданий, она разработала особые пособия и игры, позволяющие таким малышам познавать мир вокруг. В результате ее усилий умственно отсталые дети смогли выучиться чтению, письму и счету ранее нормально развивающихся сверстников.

В дальнейшем Монтессори открыла в Риме Дом ребенка, в котором педагогическая работа проходила по ее наработкам. Женщина с помощниками разработала множество дидактических пособий, которые постоянно улучшались. Множество материалов во время реализации она отбрасывала, поэтому те пособия, что дошли до современных педагогов, считаются наилучшими и проверенными временем.

Методика раннего развития Монтессори – особый мир ребенка, стимулирующий познание

Что такое раннее развитие?

Любой наверняка хоть раз слышал термин «раннее развитие». Когда употребляют это словосочетание, то имеют в виду активное развитие способностей ребенка возрастом от нуля до четырех лет. Именно в это время можно лучше всего использовать врожденный потенциал ребенка.

Из чего состоит раннее развитие?

  • постоянная физическая активность малыша, благодаря чему он лучше познает возможности собственного тела, учится контролировать себя;
  • особо организованная окружающая среда, наполненная интересными объектами, доступными для изучения ребенком;
  • множество игрушек, сделанных из простых материалов, даже своими руками – главное чтобы у ребенка оставался сенсорный опыт;
  • частые прогулки, разговоры, чтение книг, рисование, музыка и так далее;
  • постоянное присутствие мамы в жизни ребенка;
  • достаточное количество положительных эмоций.
Методика раннего развития Монтессори – особый мир ребенка, стимулирующий познание

Метод Монтессори: что это?

Методика Марии Монтессори основывается на наблюдении за ребенком в обычной жизни. Родители должны принимать свое дитя таким, какое оно есть. Самое главное в использовании данного метода – спровоцировать ребенка на самовоспитание и самообучение, саморазвитие. Девиз: «Помоги мне сделать это самому».

Создательница методики считала, что ребенок имеет внутреннюю необходимость к познанию окружающего мира. Не нужны ни наказания, ни поощрения, должны быть созданы только оптимальные условия для развития.

Обучение, по мнению Монтессори, это:

  • создание подходящих окружающих условий;
  • соблюдение простых, но четко поставленных правил;
  • отсутствие постоянного вмешательства со стороны родителей – они выступают наблюдателями и помогают по необходимости.

Вот так должен проходить процесс развития по Монтессори. Ничего сложного в этом нет, взрослые лишь организуют окружающую среду, задают правила, а ребенок может развиваться самостоятельно, как ему удобно.

Методика раннего развития Монтессори – особый мир ребенка, стимулирующий познание

Развивающая среда

Развивающая среда – специально разработанное для спокойного самостоятельного обучения ребенка окружение, в котором для него постоянно доступны пособия и приспособления. Ничего лишнего здесь быть не должно, все должно быть хорошо продумано.

методика воспитания монтессори

Мебель

Любому ребенку интересны окружающие его вещи, однако часто они ему недоступны, он не может их потрогать. К тому же, малыш совершенно не знает, как поступать с интересующими его предметами. В садах, реализующих принципы развития Монтессори, это решили таким образом: сделали специальные пособия, доступные малышу.

В качестве примера можно рассмотреть простую парту. Данный предмет мебели используется во время обучения, ребенок должен сидеть и слушать материал либо выполнять задания педагога. Однако использование парты ограничивает двигательную активность ребенка, не дает ему реализовать познавательные возможности. Монтессори предлагает решить проблему следующим образом: взять легкие столы и детские стулья, коврики. Малыш по своему желанию может перенести мебель в удобное для него место.

Большинство взрослых не позволяют ребенку изучать предметы вокруг, постоянно говоря «не балуйся, не трогай». Монтессори говорила, что необходимо направить деятельность ребенка на использование интересующих его предметов, даже позволять ему наводить беспорядок (однако потом он должен за собой убрать!). Ребенок должен научиться убирать за собой, правильно пользоваться какой-либо вещью обихода, и это ему действительно интересно. Родитель может лишь направлять его, подсказывая, как правильнее поступить.

метод монтессори в домашних условиях

Дидактические материалы, пособия

Методика раннего развития Монтессори предполагает использование специализированных пособий и материалов. Зачем они нужны? Чтобы добиться различных целей, поставленных педагогом. Например, играя разноцветными геометрическими фигурами, малыш познает цвета, учится заострять внимание, запоминает названия этих самых фигур. К тому же, ребенок учится находить ошибки в своих действиях, исправлять их.

Детская развивающая среда должна быть приближена к обычному окружающему миру взрослых. Таким образом, в качестве игрушек должны выступать привычные для взрослых вещи.

Советы:

  • комната ребенка должна быть яркой и приятной на вид;
  • у малыша в каждой комнате должно быть место под его личные принадлежности: к примеру, в ванне выделить место под зубную щетку и полотенце, на кухне – под столовые принадлежности, в гардеробе дать ему отдельную полку;
  • ребенку можно позволять пользоваться материалами для чистки: небольшой губкой, тряпочкой для пыли, веником для уборки собственной комнаты.

Разумеется, нет нужды давать ребенку потенциально опасные для него предметы (вроде острого ножа), однако посуда, коробочки, флаконы и так далее должны быть настоящими. Подопечный должен свободно использовать их. Причем действия должны быть близкими к реальности: воду можно перелить, бумагу – порезать, пыль – вытереть, пол – помыть и так далее.

Важные нюансы:

  • материалы должны быть интересны для малыша, поскольку если его внимание действительно захвачено какой-то вещью, он стремится ее изучить. В таком случае со стороны взрослого требуется лишь небольшая поддержка;
  • материалы должны помочь ребенку познавать мир вокруг, скооперировать сведения теоретического и практического плана – тем самым формируется жизненный опыт;
  • материалы должны стимулировать двигательную активность ребенка;
  • материалы должны положительно влиять на самообучение, возможность анализа своих ошибок и их исправления. Ребенок должен научиться ориентироваться в своей деятельности, ставить цели и достигать их.

методика монтессори для детей

Ключевые характеристики методики

Очевидно, что взрослые должны создать такую окружающую среду, чтобы ребенок мог самостоятельно развиваться. Ключевые характеристики методики Монтессори следующие:

  • ребенок вправе сам определяться с тем, что хочет делать;
  • модель образования – обучение через открытие, то есть ребенок познает мир не из рассказов педагога, а с помощью самостоятельного изучения материалов;
  • в одной группе могут находиться дети разных возрастов;
  • учебный материал, предоставляемый детям, разработан автором методики;
  • обычно на занятие отводится около трех часов;
  • хотя кажется, что роль учителя заключается в пассивном наблюдении, заниматься образованием по методике Монтессори может только специально обученный человек.

Правила системы Монтессори

Обязательно должны быть установлены правила, которые помогут ребенку не только в процессе образования, но и в обычной жизни. Они достаточно простые:

  1. Не мешай другому, если он что-то делает.
  2. Рассматривай интересы людей вокруг, если хочешь что-то сделать.
  3. Не шуми – иначе будешь мешать окружающим.
  4. По окончании работы обязательно убери за собой.
  5. Если ты хочешь воспользоваться материалом, который уже кем-то занят, подожди своей очереди или посмотри со стороны.

развитие ребенка по методу монтессори

Достоинства и недостатки методики

Любая образовательная методика характеризуется своими плюсами и минусами. Что касается методики Монтессори – до сих пор не утихают споры об ее эффективности.

Достоинства системы:

  • ребенок может развиваться сам, без вмешательства взрослого;
  • ключевой принцип – свобода личности;
  • на уроках ребенка не критикуют и не оценивают негативно;
  • обучение проходит через игру, поэтому проблем не возникает;
  • особое внимание уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию;
  • в одной группе можно объединять детей от года до семи лет и от семи до двенадцати, так что подгруппы формируются по интересам;
  • младшие дети могут спрашивать об опыте старших;
  • старшие дети учатся ухаживать за младшими;
  • результат обучения – отлично развитые навыки самообслуживания;
  • дети учатся принимать самостоятельные решения.

Недостатки системы:

  • не происходит развития коммуникативных навыков;
  • Монтессори недооценивала значение сказок и игры в формировании личности ребенка;
  • педагог не обладает достаточным авторитетом;
  • дети могут подумать, что получить знания слишком просто, что помешает им в дальнейшей жизни;
  • некоторые исследователи полагают, что дети с трудом адаптируются к школе после методики Монтессори, поскольку в образовательных учреждениях установлены строгие правила, которым необходимо подчиняться.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у данной методики раннего развития есть свои плюсы и минусы. Каким-то детям образование по системе Монтессори подойдет и поможет в дальнейшей жизни, а кого-то не заинтересует – все индивидуально. Однако использовать только одну методику развития не стоит, лучше сочетать программу Монтессори с системами, предложенными другими исследователями. Благодаря этому личность ребенка будет гармоничной и многогранной.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий