Методика раннего развития ребенка с помощью квадратов Никитина

Воспитание детей

Педагог, счастливый отец и дедушка Борис Никитин разработал полезное учение о том, что творчество в жизни ребятишек обязано присутствовать с самого рождения. Идя вслед за идеей Ушинского о развивающей среде, он создал много интересных игр. Знаменитые квадраты Никитина дают ребенку возможность самостоятельно постигнуть важность умственного труда, развить смекалку и способность логически мыслить.

Суть методики Бориса Никитина

По мнению Никитиных, общаясь с ребенком, родители впадают в две крайности. Первая — это сверхзабота, постоянные занятия, игры, кружки и т. д. Получается, что самостоятельно ребенок ничего не делает, его вгоняют в рамки родительской гиперопеки. Второй крайностью является недостаток полноценного общения с ребенком. Оно происходит на бытовом уровне: накормить, одеть, уложить спать (хорошо, если кто-то из родителей сказку на ночь расскажет).

Основами воспитания по методике Никитиных являются естественные отношения, труд, связь с природой и творчество. Ребята должны быть хозяевами самим себе и своему времени. Мать и отец насильно делать ничего не заставляют, но оказывают помощь в решении сложных проблем. К основным принципам творческого развития относятся:

  1. Суть методики Бориса НикитинаСвобода творчества. Нет обязательных уроков, кружков и игр. Детишки делают уроки по своему усмотрению, занимаются любимыми видами спорта. Главное, создать условия. К примеру, больной вопрос для многих родителей — рисование на обоях. Взрослые за это отшлепают малыша, в угол поставят, но наказание плохо срабатывает. В лучшем случае он проявит характер, и его каракули завтра снова будут украшать стену. Такой ребёнок заставит, наконец, родителей прислушаться к его желанию. Но может быть хуже: он просто больше не захочет брать в руки карандаш или мел. Вот это страшно — на роду загубить талант. В семье Никитиных подобная ситуация решалась по-другому: на стенах крепились альбомные листы, и на видном месте оставлялись орудия для творчества. Ведь сделать это просто, правда?
  2. Легкая и свободная одежда, спорт становятся для ребят естественной потребностью. Во время кормления грудью малыша раздевают догола, он активно сосет и дополнительно получает воздушные ванны. После кормления ребенка тепло укрывают и он засыпает здоровым сном. Борис Павлович был убежден, что физическое здоровье создает хороший фундамент для интеллектуального развития. Дети Никитиных никогда не болели простудой. Все удивлялись, но повторить решались единицы.
  3. Методика раннего развития НикитиныхНеравнодушное отношение родителей к тому, что и как делают их детишки, не нужно ли им помочь организовать игру и поиграть всем вместе. Цель должна быть одна: не препятствовать им в саморазвитии, а, наоборот, помогать. Ни в коем случае не оказывать давления, а делать все для дальнейшего развития, учитывая желания и способности.
  4. Сплоченность, чувство команды. Это бесценные составляющие семейного счастья, которые нельзя упустить. Совместное приготовление обеда, уборка квартиры, прополка цветов на даче — это еще и общение, на нехватку которого жалуются современные папы и мамы.

Методика раннего развития Никитиных до сих пор вызывает много споров. Противники этой системы обвиняют педагога в том, что в развивающих играх нет места эстетике и нравственному воспитанию.

Многие педагоги не согласны с тем, как детишки закаляются, что нельзя мерить всех под одну гребенку, нужно учитывать особенности развития каждого.

Особенности интеллектуальных игр

Особенности интеллектуальных игрНикитин является автором и разработчиком целого ряда интеллектуальных игр для детишек разного возраста. Без навязывания каких-то правил ребенок вместе со сказкой входит в этот удивительный игровой мир и сам выбирает уровень, с чего начать. Конечно, вначале ему потребуется помощь старших, затем задачи выполняются самостоятельно. Малышу не надо ничего подсказывать. При возникновении непонятных вопросов можно вернуться к более простым заданиям или предложить другую игру.

Развивающие задания педагога — это многофункциональные игры и необъятный мир творческих задумок. В эти игры могут играть все члены семьи, большие и маленькие, при этом сразу несколько человек. Малышам нравится, когда взрослые с ними на равных обсуждают задачу и ее правильное решение, прислушиваются к мнению каждого. Задания в игровой схеме располагаются от простого к сложному, и малыши получают удовольствие от умственного труда. Чтобы перейти к следующему этапу, нужно пройти настоящий — это заставляет ребенка добиться цели.

Задачи в играх решаются при использовании кубиков, кирпичиков, квадратов и всевозможных конструкторских деталек, которые можно сделать из подручных материалов, даже из кусочков картона. Задавшись целью познакомить малышей с различными методами передачи информации, автор предлагает свои задачи в виде моделей, рисунков, чертежей. По уровню сложности головоломки самые разные, поэтому интересны будут как двухлетнему ребенку, так и взрослому человеку. Родители, выбравшие этот способ развивающих занятий, должны знать, что требовать от ребенка мгновенного выполнения задач нельзя, иначе интерес к ним пропадет и вряд ли потом возобновится.

Развивающие задания педагога

Эти игры стали важной частью той развивающей среды, в которой теперь растут и воспитываются правнуки талантливого педагога Бориса Никитина.

В интернете есть сайт семьи Никитиных, где его взрослые дети и внуки рассказывают о своих семьях, делятся опытом воспитания, размещают фотографии и с любовью вспоминают о своем папе и дедушке. Там множество интересных, вдумчивых рекомендаций и отзывов не только о методике, но о книгах, фильмах, играх.

Описание развивающих заданий

Все развивающие игры Б.П. Никитина можно приобрести на семейном продающем сайте, а также в магазинах. Начать знакомство с развивающими играми можно с разрезного квадрата Никитина. Игра называется «Сложи квадрат».

Развитие детей с помощью квадратов НикитинаСобрать квадрат Никитина интересно будет всей семье, так как игра вызывает настоящий спортивный азарт. Кажется, что сложить фигуру уже не удастся никому, но отчаяние, возникающее в процессе семейного состязания, дает надежду победы и заставляет добиться цели. Игра больше предназначена для дошкольников и призвана развить:

  • умение логически мыслить;
  • способность анализировать условия задачи и логически прийти к верному решению;
  • навык творческого подхода к выполнению;
  • представление о геометрическом пространстве;
  • восприятие цвета.

Описание развивающих заданий Никитина Сложи квадрат

В наборе 36 квадратов разного цвета. Один квадрат является образцом, остальные порезаны различными способами от простого к сложному. Цель: из отдельных частей сложить квадраты.

Одной из любимых игр малышей является «Сложи узор». Им интересно, как из отдельных кубиков получается замечательный узор. Играть можно с двухлетнего возраста. У малышей развиваются:

  • Квадраты Никитина наглядное мышление;
  • цветовое восприятие;
  • умение сопоставлять и комбинировать;
  • зрительная память;
  • самоконтроль;
  • внимание и усидчивость;
  • воображение.

В комплект игры входит 16 деревянных кубиков одного размера с окрашенными в разные цвета гранями, а также задания. Ребенок играет в кубики и одновременно складывает красивый узор. Самым маленьким можно использовать приложение к игре — альбом, где рисунки укрупнены, а каждое задание располагается на своей странице.

В игру «Уникуб» могут играть детишки с 3—4 лет, но много радости она дает и более старшим ребятам, а папы просто от нее без ума. Она понравится всем, кто хочет проверить свою смекалку и сообразительность. В коробке 27 кубиков, которые окрашены всего в три цвета: желтый, синий и красный. В инструкции 60 заданий-головоломок.

Работа начинается со сбора модели с ориентировкой только на внешнее сходство по цвету.

Затем задача усложняется: теперь малыш должен видеть и внутреннее содержание модели. Самое сложное задание — нужно поставить кубик, беря во внимание уже все шесть сторон.

Развивающие кубики

Отзывы родителей и педагогов

Ходили как-то с двухлетней внучкой в магазин и она увидела на полке эту развивающую игру. Я купила и думала, что насмотрится и забросит, как и многие другие игрушки. Но девочке понравилось играть со мной в квадратики. Замечу, что ребенок не совсем усидчивый, но здесь она просто превзошла себя: забросила игровую приставку, любопытство взяло верх. Вначале приходилось направлять, подсказывать, сейчас все больше играет самостоятельно. В итоге к трем годам она сама складывает разные планшеты. Для сложности составные части специально переворачиваю цветом вниз, но она сразу находит то, что нужно по заданию. Рекомендую всем родителям развивающую игру Никитина «Сложи квадрат».
Наталья, Усть-Каменогорск

Мой ребенок очень любит играть с кубиками, головоломками и конструктором. Когда ему исполнилось два года, я решила развить его способности. Приобрела кубики Никитиных «Сложи узор». Они пластмассовые, легкие, безопасные для ребенка. Из них можно складывать различные геометрические фигуры, буквы, цифры и даже фигурки животных. Мальчик с большим удовольствием работал с ними. Эта методика развивает цветочувствительность и фантазию, учит быть внимательным и аккуратным. Сейчас моему сыну уже пять исполнилось, но мы по-прежнему каждый день играем в узоры. В игре предлагается много вариантов для разного возраста. Очень довольна, что нам эта методика помогла. Рекомендую. Кстати, кто не в силах приобрести игры в магазине (все-таки недешево), может сложить квадрат Никитина своими руками, предварительно скачав на их семейном сайте бесплатно выкройки.
Виктория, Сызрань

Работаю учителем в начальных классах, давно знаю о квадратах Никитина, и часто сталкиваюсь с проблемой, когда ребенок не понимает, где низ, а где верх, что значит «под» и «над». Родители обычно не обращают на это внимания. У меня наработана своя методика с такими ребятами, но большим подспорьем являются кубики Никитина. Этот набор я применяю в самом конце таких занятий, когда начальные этапы уже пройдены. Не скажу, что это какие-то сложные фигуры, но с ребятишками иногда приходится биться по 3 недели над простейшими понятиями. Зато сколько радости потом, когда все получается. Рекомендовать эту методику родителям можно, но смотря как они будут с ней работать. Одни справятся с проблемой своего ребенка, а другие будут обвинять всех, но только не себя. Дело в том, что некоторые мамочки, заполучив волшебные кубики, усаживают свое чадо за стол и начинают его в прямом смысле этого слова мучить. А где игра? Детки должны познавать новое в игре путем естественных наблюдений и выводов. Советую одно: идите с ребенком во двор на детскую площадку, где много других ребят. Пусть ваши малыши общаются, играют в мяч, прыгают через скакалку, а вы просто наблюдайте и умело руководите всем этим. И тогда кубики и другие пособия станут для вас настоящими помощниками. Успехов вам в нашем общем деле.
Анна Викторовна, Грязи

Как видите, квадраты Никитина привлекают малышей, если их не навязывать. Наберитесь терпения и  ориентируйтесь на естественное развитие деток. Ребенок сам выбирает, с чего начать, однако вначале ему нужно помочь, затем интеллектуально задачи он сможет выполнять самостоятельно.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Дружественный мир
Добавить комментарий