Детская психология 2-3 года: какие могут быть трудности в воспитании

как воспитывать ребенка в 2 года Психология отношений и саморазвитие личности

Индивидуальные психологические особенности каждого человека начинают формироваться с самого рождения, поэтому вполне логично, что многие родители верно задумываются о том, как воспитывать ребенка в 2 года. Психологи дают много различных рекомендаций по определению психологических особенностей детей 2−3 лет, а также их правильному воспитанию. Родителям остается лишь следовать этим советам.

Особенности возраста

Поведение ребенка в 2 года не зависит от воспитания. В этот период жизни малыш показывает свой темперамент, происходит стандартная процедура становления личности. В связи с этим изменение мнения малыша по какому-то вопросу может происходить много раз в день, что усложняет воспитание. Так работает детская психология в 2−3 года.

Психология ребенка в 2−3 года имеет свои особенности, в связи с чем существует ряд рекомендаций по развитию и воспитанию детей в этом возрасте. Они выглядят так:

  1. Особенности ребенка в 2 годаВ 2−3 года у малыша появляется повышенный интерес к исследованию внешнего мира и получению новых навыков, поэтому следует проводить с детьми обучающие занятия по лепке, аппликациям, шнуровке и т. п. Это позволит ребенку развивать свою память и мышление.
  2. У 3-летнего малыша активно развивается воображение, в связи с чем кроху больше тянет к самостоятельным играм. В этот момент стоит приобрести различные развивающие игрушки, кубики, конструкторы и т. п. Некоторые родители пугаются, когда их сын или дочка во время самостоятельной игры разговаривает сам с собой. Но в этом нет ничего страшного, т. к. через такой период проходят все.
  3. Известно, что чтение способствует правильному развитию речи малыша. Особенно актуально это в семьях, где в общении используется несколько языков. Важно понимать, что в рассматриваемом возрасте способности к изучению нового у детей выше, чем у более старших дошкольников.
  4. Стоит ежедневно заниматься развитием памяти. Этому способствует чтение, заучивание малышом различных четверостиший и информации о себе (возраст, имя и тому подобное).
  5. Психология ребенка в 2−3 годаВ большинстве случаев у детей с 2 лет появляется желание делать все самостоятельно. Родитель должен только поддерживать эту инициативу и не мешать крохе.
  6. Зачастую родители сталкиваются с проблемами эмоционального состояния сына или дочери. Когда дочь или сын закатывает истерику несколько раз в неделю — это норма, чаще — малыш требует более пристального внимания к себе. Если правильно воспитывать ребенка в 2 года и уделять ему должное внимание, то этой проблемы не должно возникнуть.
  7. Третий год в жизни малыша — это лучшее время для того, чтобы начать обучение правилам этикета, поведения в обществе и так далее. Поэтому рекомендуется почаще приводить его в детский коллектив и предоставлять возможность самостоятельно существовать в нем.
Наиболее благоприятным вариантом донесения важной информации до малыша является игровая форма. Крайне не рекомендуется делать ребенку строгие выговоры и запреты, выяснять отношения со своим супругом при нем.

Это может стать причиной нарушения психики и неадекватного поведения, сопровождающегося криками и плачем. А также важно соблюдать правильный режим сна.

Различия между мальчиками и девочками

Примерно в этом возрасте малыш начинает осознавать свои половые признаки и принадлежность к мужскому или женскому полу. Быстрее всего это осознание происходит, когда ребенок довольно часто посещает детский коллектив, в котором есть как мальчики, так и девочки.

Рекомендуется подчеркивать пол малыша с помощью характерной одежды.

Различия воспитания мальчиков и девочек Если в семье есть отец, являющийся примером для своего мальчика, то воспитание будет происходить гораздо проще. Важнейшее, что необходимо донести до сына в этом возрасте, — это недопустимость рукоприкладства против девочек, а также роль защитника и главы семьи.

Что касается девочек, в этом возрасте им еще рано прививать какие-то особые знания и навыки. Как правило, дочь пытается подражать своей матери и повторять все за ней. Речь идет о приготовлении еды, уборке по дому и так далее. Лучше приобрести для девочки специальные развивающие наборы на эту тематику. Таким образом, ребенок сможет самостоятельно ощутить себя в роли домохозяйки.

Порядок организации занятий

Воспитание ребенка 2−3-летнего возраста должно включать в себя эстетическое, моральное и физическое развитие малыша. Три года — это лучший период жизни для прививания навыков вежливости, самообслуживания и. т. п.

Наиболее часто встречающейся ошибкой в воспитании являются слишком длинные занятия, которые сильно утомляют малыша. Необходимо постоянно менять деятельность, чтобы он не терял интереса к новым знаниям. Каждый урок должен длиться не более 20 минут.

Крайне не рекомендуется силой заставлять малыша учиться. Если видно, что он не настроен на занятия, то следует сменить деятельность на чтение, прослушивание обучающих композиций или просмотр специализированных видео. Дело в том, что такие материалы преподаются в игровой форме, и ребенок точно не заскучает. А после можно возвращаться к «скучным» занятиям.

Воспитание ребенка 2−3-летнего возраста

Существует множество игр, которые называются сенсорными дидактическими. Сюда входит мозаика, сенсорный коврик и им подобные. Главным преимуществом таких игр является то, что они развивают малыша сразу в нескольких направлениях. Это и улучшение мелкой моторики и воображения, и формирование умения выстраивать логические цепочки.

Роль темперамента в развитии

Всех людей можно разделить на четыре группы по типу их темперамента. Это индивидуальные особенности каждого человека, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка. Если пренебречь этим, то родитель будет постоянно сталкиваться с недопониманием и истериками. Тип темперамента закладывается еще при рождении и не изменяется в течение жизни.

Представителей какого-либо темперамента в чистом виде не существует. Разделение происходит за счет более ярко выраженных свойств характера, которые присущи определенному типу:

  1. Меланхолики. Большинство психологов утверждает, что эти люди сложнее всего поддаются правильному воспитанию, т. к. являются крайне ранимыми, сложно переживают даже малейшую смену обстановки, быстро утомляются, а также могут сильно обидеться. Если ребенок обладает такими характеристиками, то нельзя на него кричать и стыдить. Необходимо воздержаться от обсуждения неудач, особенно при других детях.
  2. Роль темперамента в развитии ребенка Сангвиники. Дети с таким темпераментом считаются самыми беспроблемными и наиболее легко поддаются воспитанию. Сангвиник практически никогда не устраивает истерик, обладает высоким чувством собственной значимости, хорошим и крепким сном, имеет крепкую нервную систему. Главной проблемой такого темперамента является хитрость и склонность к обману. Они часто пытаются перехитрить своих родителей, поэтому важно пресекать ложь на этом этапе.
  3. Холерики. Их, как и меланхоликов, довольно сложно воспитывать. Такие дети слишком активны, тревожны и вспыльчивы. Издают много шума и пытаются привлечь к себе максимальное внимание родителей и сверстников. Главной проблемой является то, что человек с таким темпераментом склонен к асоциальному образу жизни и может обижать других детей в школе. Крайне важно пресекать эти черты в малыше и продвигать свои жизненные принципы.
  4. Флегматики. Такие дети особенно остро требуют совместной деятельности с родителями, редко показывают свои эмоции, спокойны и медлительны. Рекомендуется подавать правильный пример такому малышу.

Правило запретов

Дети 2−3-летнего возраста часто противятся любым запретам. Конечно, лучше пытаться избежать этих границ для малыша, но совсем обойтись без этого невозможно. С помощью ограничений родитель должен четко очертить границы, которые ребенку запрещено переступать. Эти запреты должны устанавливать правильное поведение в обществе и обеспечивать безопасность малышаКак правильно воспитывать ребенка в 2 года

Многие родители, как ни странно, устанавливают ограничения для ребенка по инерции. Это происходит в том случае, если в их детстве тоже было слишком много запретов. Поэтому рекомендуется тщательно фильтровать всю информацию и устанавливать для малыша те границы, которые действительно необходимы.

Правило запретовПомимо этого, важно подробно обосновывать каждый запрет. Крайне не рекомендуется просто устанавливать ограничение, не объясняя его причин. Малыш должен понимать последствия нарушения, которые его ждут. Например, если он хочет съесть лишнее мороженое, то необходимо объяснить ему, что это приведет к ослаблению иммунитета, болезни и длительному лечению.

Существует такое понятие, как неосознанные запреты. Это иррациональные ограничения, которые устанавливаются ребенку не из воспитательных побуждений, а каких-то других. Примеры:

  1. Зависть. Простая причина для иррациональных запретов. Сюда относится вкусная еда, красивая одежда, хорошие и качественные игрушки. В 90-е годы всего этого у детей не было, поэтому родители часто лишают этого и своего малыша, однако никакой воспитательной составляющей в этом нет. Бессмысленный запрет.
  2. Неосознанные запретыПовышенная тревожность за своего ребенка — это не всегда хорошо. Некоторые мамы слишком трепетно относятся к этому вопросу и лишают своего малыша практически всего, что ему нравится. Хоть они и пытаются объяснить это воспитательным процессом, но это не так. В связи с этим многие дети лишаются домашнего питомца, общения со сверстниками, роликов, велосипеда и тому подобного.
Нельзя запрещать сыну или дочери заниматься их любимыми увлечениями, если это безопасно и не идет наперекор развитию малыша. Если интерес к чему-либо способен навредить, то необходимо постепенно отучать от него ребенка, но делать это мягко, не устанавливая жестких рамок, которые могут сильно расстроить.

Конечно, педагогический стиль как воспитывать ребенка в 2 года, зависит еще от культурной среды самих родителей. Однако, если принять во внимание все трудности воспитания двухлетнего ребенка и соблюдать рекомендации психологов, то родители не будут испытывать проблем с тем, как малыш будет вести себя дома и в обществе. Если же пренебречь всеми советами, то не стоит потом задаваться вопросом о том, почему сын или дочь так ужасно ведет себя в подростковом возрасте.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Дружественный мир
Добавить комментарий