Сегодня в продолжение темы развития дошкольников рассмотрим что такое палочки Кюизенера, дадим подробное описание методики счета. Ведь обычно дети не любят математику, но она необходима для полноценной повседневной жизни. Поэтому родителям и учителям приходится изобретать разные игры, которые заинтересуют ребёнка и заставят его учиться. И чем раньше малыш начнёт получать новые знания, тем лучше будет его интеллектуальный уровень. Дошкольники могут одновременно учиться и развлекаться с помощью палочек Кюизенера. Описание методики необходимо рассмотреть подробнее.
Палочки Кюизенера: описание методики, история и цель создания счетных упражнений
В 1952 году вышло математическое пособие для дошкольников и школьников младшего возраста. Его создал бельгийский ученый-математик Джордж Кюизенер. Ребёнок во время обучения задействует все органы чувств, поэтому методика основана на тактильном освоении некоторых математических абстрактных понятий — упорядоченности, множества, идентичности.
Коллега бельгийского математика — французский учёный и философ Калеб Гатеньо — сделал это пособие популярным, впервые начал использовать счётные цветные палочки для обучения малышей математике и разным языкам. Ребёнок, осваивая одну науку, параллельно развивает другие способности. Он сможет выделять логические связи в умозрительных понятиях, научится применять фантазию и абстрактное мышление.
Методика палочек Кюизенера преследует несколько целей:
- у ребёнка формируется конкретизация счёта;
развивается понятие больших и меньших чисел;
- появляются навыки сложения и вычитания, умножения и деления;
- дети различают правую и левую сторону, учатся определять середину;
- развивается креативность, творческие наклонности, умение моделирования и конструирования;
- проявляется познавательный характер, наглядный и действенный методы мышления, обостряются все виды внимания, окружающая среда воспринимается более детально;
- улучшается мелкая моторика рук.
Сходство с методикой Дьенеша
В 60-х годах прошлого века аналогичная методика была создана венгерским учёным-теоретиком Золтаном Дьенешом. Но у пособий есть несколько отличий. Всего в коробке 48 блоков, имеющим четыре разных параметра:
форме — треугольники, квадраты, прямоугольники и круги;
- цвету — синие, жёлтые и красные;
- толщине — узкие и широкие;
- размеру — маленькие и большие.
Такое разнообразие позволяет более широко классифицировать предметы по признакам, решая с их помощью математические и логические задания. Ребёнок учится обобщать и сравнивать понятия. Палочки Кюизенера направлены именно на работу с числами и математическими действиями, а блоки Дьенеша повышают интеллектуальный уровень малыша во всех сферах.
Изготовление своими руками счетных палочек
В наборе содержатся параллелепипеды размером от 10 до 1 см, они отличаются цветами и материалом, из которого изготовлены. А также есть инструкция к цветным счётным палочкам Кюизенера, шаблоны разных цифр и методичка с рекомендациями и перечнем этапов, задач и примеров. Длина брусков обозначает числа, а цвета указывают на их классы.
Чем длиннее палочка, тем больше цифра, каждый сантиметр прибавляет единицу. Группы и классы разделяют по оттенкам: красный — числа, кратные двум, зелёные и синие делятся на три, единицы обозначены белым, а делимые на 5 и 10 — оранжевым и жёлтым. В классическом сборнике содержится 241 палочка, но для дошкольников выпускают упрощённые наборы по 119 или 144 блоков. В некоторых моделях зелёный цвет заменяется синим или фиолетовым, а красный — розовым.
Родителям необязательно приобретать готовый набор, можно изготовить его самостоятельно. Палочки создают из деревянных брусков или цветного картона. Первый вариант позволит ребёнку ориентироваться не только по оттенкам и длине изделия, но и по его объёму. В интернете можно найти таблицу размеров каждого блока, а также трафареты и шаблоны. Их распечатывают, используют для вырезания палочек из выбранного материала. Деревянные палочки покрывают слоем акриловой краски в тон, соответствующий классу чисел.
На картонных изделиях желательно написать цифры, так дети быстрее их запомнят. Если занятия проводятся с помощью магнитной доски, то к задней части блоков также крепят маленькие магниты. Предварительно подготавливают коробку для хранения. В ней должны быть разные секции для каждого цвета палочек. После уроков ребёнок будет самостоятельно раскладывать блоки по соответствующим ячейкам. Это поспособствует воспитанию самодисциплины и приучит малыша к порядку.
Упражнения первого этапа
Занятия с кубиками Кюизенера проходят в два этапа: знакомство с материалом и формирование понятия о числах. Сначала необходимо развить зрительную память и мелкую моторику. Детям предлагают распределить все палочки в группы по цветам, сложить их лесенкой или другими фигурами. Затем классифицируют блоки по другим признакам — длине, классу чисел, выполняют простые арифметические действия.
Игровые уроки начинаются с одного года. В этом возрасте малыши выполняют ознакомительные задания:
просто рассматривают блоки;
- произносят вслух цвета палочек;
- называют другие характеристики — длину, значение числа;
- пытаются выстроить из блоков определённые фигуры, которые назовут родители.
Такие занятия лучше облечь в форму сказки. Например, о сладкоежке, который не может выбрать конфету. Стоит ли съесть одну красную или несколько белых, определит сам ребёнок. Так он научится складывать и вычитать. Можно попросить малыша построить заборы для маленьких поросят — высокий синий для одного, среднего размера из оранжевых палочек для второго и низкий белый для третьего. Это поможет научиться сравнивать разные величины.
К трём годам список заданий увеличивается:
- нужно разложить блоки по длине и оттенку;
- повторить все действия взрослого — выложить фигуру или выстроить палочки так, как это сделали папа или мама;
- задания на запоминание — нужно разместить перед ребёнком блоки в определённом порядке, затем убрать один из них и попросить малыша восстановить ряд;
- измерение длины окружающих предметов с помощью одной палочки;
- сравнение размеров разных изделий наощупь с закрытыми глазами.
Игры для 4−5 лет
С четырёх лет добавляют математические задачи. Уроки становятся более содержательными, а цели — конкретными. Примеры заданий:
- сдвигают две белые палочки вместе и просят ребёнка найти одну, равную по длине образованной линии;
- называют вслух числа по порядку, а малыш произносит соответствующий цвет;
- ученик должен найти блоки с цифрами и выложить их по мере возрастания или убывания.
В пятилетнем возрасте ребёнок должен заниматься полноценными математическими задачами. Взрослый задаёт вопросы, а малыш должен ответить на них, продемонстрировав соответствующие палочки. Спрашивают детей о разнице в длинах блоков. Затем приступают к упражнениям на умножение и деление чисел. В это время используют классические задачи с фруктами и овощами.
Кроме математических действий методика Кюизенера для дошкольников позволяет изучить языки:
- расставляют ударение палочками на листах бумаги с напечатанными словами;
- строят ритмическую схему предложений — палочками обозначают знаки препинания;
- с помощью кубиков с буквами делят слова на слоги;
- делают синтаксический разбор предложения, цветами обозначают разные члены — подлежащее и сказуемое, дополнение и причастные обороты.
Подготовка дошкольников
Детей в возрасте 5−6 лет необходимо готовить к школе. Это лучше делать с помощью развивающих игр. Все задания должны соответствовать возрасту ребёнка и его интеллектуальным способностям. Рекомендуется проводить такие занятия:
выбрать все блоки, длина которых меньше максимальной и больше минимальной палочки;
- измерить размеры одного блока другими;
- разными способами сложить какую-либо цифру или число;
- научить ребёнка осуществлять взаимообмен изделиями с различными значениями;
- измерить с помощью блоков книги, тетради и коробки с карандашами или красками;
- составить блоками числа от 10 до 20;
- родители собирают из изделий плоскую фигуру, а ребёнок должен повторить её.
Для развлечения после уроков можно поиграть с палочками. Из них создают объёмные фигуры. Начинать нужно с простых конструкций. Ребёнок может сложить лабиринт, маленьких колодец или домик для птиц, собрать автомобиль или животное. Для того чтобы занятие было интересным, детям читают загадку. Они должны не произносить ответ, а выкладывать его из блоков. А также можно приобрести специальный альбом, в котором малыши будут изображать блоками иллюстрации к разным сказкам. Заполненную книгу хранят, в будущем повзрослевший ребёнок сможет посмотреть на творчество своего детства.
Задания помогут родителям качественно и быстро подготовить дошкольника к математике, русскому языку и творческим предметам. Дети с удовольствием принимают участие в групповых и индивидуальных занятиях, классифицируют палочки по разным признакам и критериям, создают из них плоские и объёмные фигуры. Попробуйте и вы палочки Кюизенера, ведь описание методики, предложенное на нашем сайте, дало полное представление о счетных упражнениях.