Детские считалочки используются для жеребьёвки издавна. Таким незамысловатым способом дети и даже взрослые выбирают одного или нескольких ведущих и устанавливают очерёдность. Обычно их используют в играх, реже — для решения бытовых проблем. Например, чтобы определить, кому на этот раз выпадет не слишком приятная роль мыть грязную посуду.
Родители и дети
Детские считалочки знакомы всем с юного возраста и остаются в памяти вплоть до глубокой старости. Они являются неотделимой частью той жизни, в которой еще не было электронной техники, компьютеров и телефонов. В советское время бо́льшую часть досуга детки проводили на улице за игрой в казаки-разбойники или прятки. Именно в дворовых забавах и применяются полезные стишки, которые надолго откладываются в голове. Считалки передаются из поколения в поколение, поддерживая древние традиции и интересы.
И сегодняшние дети не станут исключением. Родители учат их считалкам, которые, в свою очередь, перейдут следующему поколению. И даже если с каждым днём придумывается всё больше и больше новых считалочек, старые ещё будут активно использоваться и навсегда останутся в устном народном творчестве. А если в семье появится традиция придумывать новый такой стишок хотя бы раз в неделю, то ребенок, несомненно, вырастет творческой личностью.
Происхождение считалок
Их история началась гораздо раньше, чем многие думают. Эти короткие стихи появились и начали использоваться еще в ритуальных обрядах античного времени для пересчета вещей, определения «счастливых» и «несчастливых» предметов обихода, которые либо ставились на самое видное место, чтобы «притянуть в свой дом счастье», либо убирались подальше, а иногда и вовсе выбрасывались и даже сжигались.
Считалки могли использоваться и в качестве заклинаний. Раньше люди верили в силу слова, поэтому относились к зарифмованным текстам максимально серьёзно.
Уже несколько позже считалки начали употребляться в охоте. С их помощью проводилась жеребьёвка и определение должностных обязанностей в племенах, старейшины назначали ответственного за охрану лагеря, добычу провизии и даже выбирали лекаря. А также древние люди придумывали специальные короткие рифмованные тексты для охотничьей деятельности, используя в них слова, понятные только самим охотникам.
К примеру, вот одна из охотничьих считалочек:
«Ази, двази, призи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест».
Классификация по сложности и возрастам
Детские считалочки отличаются друг от друга, но основная разница заключается в возрасте тех, для кого они придуманы. В таких стишках нет сложных слов и мудрёных оборотов, фразы написаны таким образом, чтобы их мог запомнить каждый ребёнок.
Особенно известны считалки для детей 3−4 лет. Здесь употребляется простейшая рифма, благодаря чему текст отлично запоминается:
«Эники-беники
Ели вареники.
Эники-беники — клёц!
Вышел кудрявый матрос».
А эта считалочка для детей 4−5 лет. Как видно, она отличается от предыдущей. Здесь всё такая же элементарная рифма, но содержание уже чуть сложнее:
«Вышел месяц из тумана
Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить
Все равно тебе водить».
А эта считалочка для детей 6−7 лет хороша в качестве «ритмического тренажёра»:
«На золотом крыльце сидели царь, царевич,
король, королевич,
сапожник да портной.
А кто ты такой?
Говори поскорей, не задерживай
добрых и честных людей!»
Существует и другая классификация считалочек. В ней отображены различия по смысловой нагрузке:
- Числовки. Из названия ясно, что в коротком рифмованном тексте используются числа. Правда, их иногда сложно узнать — настолько сильно они бывают искажены («раз, два» может быть заменено на «первень, другень» и т. п. ).
- Заумные. Этот вид считалок самый древний. Есть версии, что они происходят от старинных молитв или заговоров и заклинаний. В текстах таких стишков часто используются слова, которых нет ни в одном языке («Эбит-бэбид, биткен-баткен, эбит-бэбид бу!» и др.).
- Заменки. Используются в играх на выбывание, когда нужно исключить участника. Слова здесь просты, запоминаются легко. Последняя строка в таких стишках — выход игрока из круга («Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала, оказалась впереди, кто не верит — выходи» и т. д. ).
Дополнительные значения
Оказывается, кроме назначения ведущих, от детских считалок есть и другая польза. Помимо употребления в играх, эти стишки почти незаменимы в обучении ребёнка дошкольного возраста. Вот, к примеру, простая считалочка, которая поможет запомнить цифровой ряд:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Считалки не только способствуют формированию чувства ритма, музыки и темпа, что очень важно привить с ранних лет, но также научат и участвовать в семейных делах.
«Жребийные» стишки помогают:
- Развить чувство ритма и музыкальный талант.
- Улучшить память. Это нужно везде — и в садике, и в школе, и в институте, и на работе.
- Сформировать правильную дикцию, хотя в этом пункте они сильно уступают скороговоркам. Четверостишия на скорость проговаривания довольно сложны для дошколёнка, а вот со считалками малыш легко справится.
- Развить мышление и счет.
- Общаться, вырабатывать лидерские качества. Такой метод выбора ведущего зарождает в детях умение правильно и справедливо разрешать некоторые конфликты. А человек уравновешенный, способный вовремя пресечь спор, всегда ценится в коллективе. Значит, ребенок будет расти с лидерскими качествами, что, несомненно, поможет ему в будущем.
Как видно, детские считалочки — не просто увлекательные шуточные стишки. Они несут огромную пользу для всестороннего развития детей, подготавливают их к школе, учат общению с другими людьми, вырабатывают незаменимые лидерские качества. Это значит, что учить считалки с детства не только очень интересно, но и по-настоящему необходимо, о чем должен знать каждый родитель, воспитывающий малыша дошкольного возраста.